среда, 24 августа 2022 г.

ВИЭ В МИРЕ. ВИЭ В РОССИИ.

 

Возобновляемая энергетика: текущий статус в мировом масштабе

Фото с сайта freepik.com

Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), сейчас в мире на возобновляемые источники энергии, сети и накопители энергии приходится более 80% общих инвестиций в энергетический сектор. Инвестиции в возобновляемую энергетику, как ожидается, превысят 1,4 трлн долларов США в 2022 году, что составит почти три четверти роста общих инвестиций в энергетику.

Среднегодовой темп увеличения инвестиций в возобновляемую энергетику за 5 лет после подписания Парижского соглашения в 2015 году составил немногим более 2%, но с 2020 года данный показатель вырос до 12%.

Как отмечается в ежегодном отчете о статусе возобновляемой энергетики в мире, который был опубликован REN21 в июне, в 2021 году на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) по-прежнему влияла пандемия COVID-19, а также экономические и геополитические события. Последствия пандемии и рост цен на сырьевые товары нарушили цепочки поставок и задержали реализацию многих проектов.

В то же время международные организации наметили достижимые пути к глобальной энергетической системе с нулевыми выбросами, и к концу года рекордное количество стран поставило цели по достижению нулевых выбросов.

Несмотря на воздействие указанных выше факторов, в 2021 году рост глобальных мощностей возобновляемой энергетики ускорился, годовой прирост превысил 300 тыс. МВт. Объем инвестиций в ВИЭ в 2021 году составил 366 млрд долларов США, превзойдя уровень прошлого года на 23 млрд.

В 2021 году возобновляемые источники энергии обеспечили 28,3% мирового баланса электроэнергии, что примерно соответствует уровню 2020 года. Рост проникновения возобновляемых источников энергии был скомпенсирован общим увеличением потребления электроэнергии и засухой, которая значительно сократила глобальное производство энергии гидроэлектростанциями.


Биоэнергетика

В 2021 году объемы производства биотоплива вернулись к уровню 2019 года после падения в 2020 году из-за сокращения спроса на транспорт вследствие пандемии COVID-19. Тем не менее производство в 2021 году сдерживалось высокой стоимостью сырья. Производство этанола, наиболее широко используемого биотоплива, увеличилось на 26% в период 2011–2021 гг. Мировое производство биодизеля удвоилось в тот же период. Производство HVO (гидрированное растительное масло, также известное как возобновляемое дизельное топливо) выросло на 36% в 2021 году.

В секторе электроэнергетики вклад биоэнергетики вырос на 10% в 2021 году и в целом увеличился на 88% с 2011 года. Китай остается крупнейшим производителем биоэлектричества, при этом производство увеличилось в 4,5 раза с 2011 года. Следующими по величине производителями являются США, Бразилия и Германия.


Геотермальная энергетика

Новые геотермальные электроэнергетические мощности 0,3 тыс. МВт введены в эксплуатацию в 2021 году, в результате чего общая глобальная мощность составила около 14,5 тыс. МВт. Это более чем вдвое больше, чем в 2020 году, но ниже среднего пятилетнего показателя в 0,5 тыс. МВт с 2016 года. Мощности были построены в Чили, Тайване, Исландии, Индонезии, Новой Зеландии, Турции и США.

Во всем мире мощность геотермальной энергии прямого извлечения для тепловых применений в 2021 году составила примерно 35 тыс. МВт. При этом Китай является крупнейшим рынком на сегодняшний день. Также заметную роль данный сектор играет в Турции, Исландии и Японии.


Гидроэнергетика

Мировой рынок гидроэнергетики развивался в 2021 году в соответствии с долгосрочными тенденциями: введены новые мощности в объеме 26 тыс. МВт, в результате чего общая глобальная установленная гидроэнергетическая мощность увеличилась до 1197 тыс. МВт.

Китай сохранил лидерство по увеличению мощностей в 2021 году, за ним следуют Канада, Индия, Непал, Лаос, Турция, Индонезия, Норвегия, Замбия и Казахстан. Несмотря на продолжающееся увеличение мощностей, глобальная выработка гидроэлектростанций снизилась примерно на 3,5% в 2021 году. Это объясняется изменениями гидрологических условий, в частности значительными и продолжительными засухами, которые затронули основных производителей в Северной и Южной Америке и во многих частях Азии. Вызванные климатом изменения условий эксплуатации, такие как исчезновение гималайских ледниковых шапок, по-видимому, станут причиной долгосрочных изменений объемов производства.

В течение года глобальные гидроаккумулирующие мощности выросли примерно на 1,9% (3 тыс. МВт), причем большинство новых установок находится в Китае.


Океаническая энергетика

В течение года было добавлено около 4,6 МВт мощности, в результате чего общая установленная мощность составила 524 МВт. В то время как основное внимание по-прежнему уделяется небольшим (менее 1 МВт) демонстрационным и пилотным проектам, развитие технологий движется к полустационарным установкам.

Деятельность по разработке сосредоточена в основном в Европе, особенно в Шотландии, но политическая поддержка и развертывание намечены в Китае, США и Канаде. Финансовое и иное содействие со стороны правительств имеет решающее значение для привлечения частного финансирования и поддержки коммерциализации технологий использования энергии океана.


Солнечная фотоэлектрическая энергетика

Солнечная фотоэлектрическая (PV) энергетика продолжила свою рекордную серию, добавив 175 тыс. МВт новых мощностей в 2021 году и достигнув совокупной общей мощности около 942 тыс. МВт.

Глобальное увеличение мощности централизованных солнечных фотоэлектрических систем сетевого масштаба достигло 20%, прибавка составила 100 тыс. МВт, что обусловлено экономической конкурентоспособностью солнечной энергетики и привлекательностью соглашений о покупке электроэнергии. На долю фотоэлектрических систем сетевого масштаба приходится большинство новых установок в США, Индии, Испании и Франции.




Локальные (не сетевого масштаба) солнечные фотоэлектрические установки добавили примерно 25%, увеличив мощность на 75 тыс. МВт, что обусловлено ростом цен на электроэнергию, заставившим предприятия полагаться на собственное производство энергии и по возможности снижать зависимость от распределительной сети. Ввод локальных систем заметно увеличился в Китае, Австралии, Германии и Бразилии.


Использование концентрированной солнечной энергии (CSP)

Рост мирового рынка CSP замедлился в 2021 году, несмотря на снижение стоимости технологий. Совокупная мощность рынка сократилась до 6 тыс. МВт, поскольку запуск электростанции Cerro Dominador мощностью 110 МВт в Чили был компенсирован выводом из эксплуатации почти 300 МВт старых электростанций CSP в США.

Упадок CSP в последнее десятилетие обусловлен конкуренцией с фотоэлектрическими солнечными системами, изменениями политики и неудачами в реализации проектов на исторически доминирующих рынках Испании и США.

В 2021 году в Чили, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах и Южной Африке строилось более 1 тыс. МВт совокупной мощности CSP. Большинство объектов основано на технологии параболоцилиндров и строится параллельно с накопителями тепловой энергии. К концу года на пяти континентах работало 23 тыс. МВт•ч таких накопителей в сочетании с электростанциями CSP, что составляет 40% мировых мощностей по накоплению энергии, не считая гидроаккумулирующих станций.


Солнечное теплоснабжение

В 2021 году мировой рынок солнечной тепловой энергетики вырос на 3% до 25,6 тыс. МВт, в результате чего общая глобальная мощность составила около 524 тыс. МВт. Китай лидирует по количеству новых установок, за ним следуют Индия, Турция, Бразилия и США. Годовой объем продаж солнечных тепловых установок рос двузначными темпами на нескольких крупных рынках, включая Бразилию, Францию, Грецию, Индию, Италию, Марокко, Польшу, Португалию и США.

Спрос вырос из-за активизации деятельности в строительном секторе во многих странах, дополнительных схем поддержки в рамках национальной политики восстановления экономики и роста цен на ископаемое топливо и электроэнергию во всем мире. Крупные производители коллекторов выиграли от растущего рынка больше, чем мелкие, и продолжали укреплять свои позиции на рынке.

20 крупнейших производителей плоских коллекторов увеличили производство на 15%. Китайские крупные производители коллекторов продолжили расширять свои портфолио, причем половина из них предлагает автономные тепловые насосы.

Промышленные компании по всему миру все чаще обращаются к безуглеродному теплоснабжению. В 2021 году во всем мире была введена в эксплуатацию по меньшей мере 71 солнечная система получения технологической теплоты (SHIP) общей мощностью 36 МВт, и суммарное количество таких установок достигло примерно 975. К концу года строилось еще 44 МВт SHIP, в том числе крупнейшая система SHIP в Европе (15 МВт), которая будет обеспечивать технологическое тепло для завода по производству порошкового материала во Франции.

В связи с растущим интересом к электрификации теплоснабжения спрос на фотоэлектрические (PV-T) или гибридные коллекторы снова увеличился в 2021 году. 30 производителей сообщили о продажах фотоэлектрических коллекторов мощностью не менее 88 МВт в течение года, что на 45% больше, чем в 2020 году. Крупнейшими рынками стали Франция, Нидерланды, Израиль, Германия и Испания.


Ветроэнергетика

В 2021 году было установлено 102 тыс. МВт ветроэнергетических мощностей, в том числе рекордные 18,7 тыс. МВт офшорных ветроэлектростанций. Китай лидирует на данном рынке, за ним с небольшим отрывом следуют США, Бразилия, Вьетнам и Великобритания. Суммарная мощность увеличилась на 13,5%, до более чем 845 тыс. МВт.

В то время как прирост наземных установок снизился по сравнению с 2020 годом, поскольку количество вводов сократилось в Китае и США, прирост офшорных турбин резко вырос в основном у побережья Китая.

Почти в каждом регионе мира наблюдался рекордный рост рынка. Не считая Китая, глобальные мощности выросли более чем на 14% в 2021 году.

При этом сектор ветроэнергетики сталкивается с рядом проблем, в том числе с отсутствием сетевой инфраструктуры и сложностями с разрешениями. В 2021 году они усугубились ростом затрат из-за ограничений цепочки поставок, вызванных пандемией, нехватки рабочей силы и роста цен на основные сырьевые материалы. В то время как цены на турбины в Китае продолжали падать, средние цены в других странах выросли до уровней 2015 года, и крупные производители сообщили об убытках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий