вторник, 27 февраля 2018 г.

"УРАЛЬСКИЕ ПОРОГИ" СТАРЕЙШАЯ ГЭС


СТАРЕЙШАЯ ГЭС В РОССИИ: УРАЛЬСКИЕ «ПОРОГИ»
В Челябинской области расположен уникальный историко-промышленный объект – ГЭС «Пороги». Удивительно, но станция, построенная более ста лет назад, до сих пор находится в рабочем состоянии и способна вырабатывать электроэнергию. По оценкам специалистов, «Пороги» считаются уникальным энерготехническим сооружением не только по меркам нашего Отечества, но и в мировой практике.

Электрификация нашей страны началась на рубеже 19 и 20 веков, в период всеобщей индустриализации и начала новой эры в истории отечественной промышленности. В 1874 году российскими учеными была разработана методика получения электроэнергии из ресурса, которым наша страна обладала в огромном количестве – водными запасами. Система предусматривала получение электрического тока с помощью динамо-машин, использовавшие в качестве движущей силы речные потоки. Данные идеи были воплощены на практике, что позволило дать ход новому направлению в энергетике - становлению гидроэлектростанций.
В этот же период на Урале индустриализация проходила полным ходом. Территория нашего региона стала не только центром черной металлургии, но и оружейной мастеровой, а также местом сосредоточения большинства инноваций и новаторских решений в промышленности. Одним из идеологов и главным движителем прогресса стал инженер Александр Филиппович Шуппе. Прибыв из Петербурга, Шуппе возглавил ведущие позиции в управлении Златоустовским горнозаводском комплексом. В начале своей карьеры он руководил металлургическим производством, задействованном при изготовлении булатной стали, а позже был назначен управляющим в Саткинский чугуноплавильный завод. Под руководством Шуппе было введено множество новейших методов производства металла, что позволило увеличить выпуск продукции, а также скопить некий финансовый капитал для внедрения более перспективных направлений производственных процессов. В конце 19 века близ Сатки были разведаны огромные залежи уникального материала – кристаллического магнезита, сырья из которого выпускались крайне важные для промышленности огнеупорные материалы. Запустив на поток производство огнеупоров, Шуппе начал внедрение абсолютно нового для отечественной металлургии продукта – ферросплавов. Для предварения в жизнь столь амбициозно плана требовались значительные финансовые средства, тогда в качестве инвесторов выступили местные финансовые «воротилы»: граф Мордвинов и барон Роппа. Собрав нужную сумму денег и получив одобрение от властей, было начато строительство уникального промышленного объекта.
Однако планы инженера не ограничивались лишь постройкой производственной площадки, к тому же без дополнительных источников энергии промышленный выпуск продукции был бы попросту невозможен, так что в планах значилась и постройка ГЭС, между прочим, первой на Урале. Будущая электростанция была поставлена на участке реки Большая Сатка, в месте именуемым - «Чертова яма».
В некоторых источниках, рассказывающих об истории Челябинской области, встречается информация о том, что порожская плотина была построена немцами. На самом деле возведением каменного сооружения занимались отечественные специалисты. Для работы с камнем были наняты псковские камнетесы, установкой и строительством занимались уральцы и петербуржцы. Научной частью, связанной с обустройством многотонных механизмов, руководил один из ведущих специалистов в области гидродинамики того времени - профессор Борис Александрович Бахметьев. Однако в связи с крайне низким уровнем развития отечественного машиностроения, все агрегаты и механизмы будущей электростанции и металлургического производства пришлось закупать заграницей. Лучшие компании Англии, Австрии, Германии и Франции поставляли на станцию и завод лучшее на тот момент оборудование, которое исправно служило долгие годы и поныне находится в рабочем состоянии!




Завод, построенный инженером Шуппе исключительно по личной инициативе, в первый год своей деятельности принес России более 500 тонн различных сплавов, использовавшихся в металлургии. До того момента, как ферросплавные материалы стали выпускать в Сатке, данное сырье промышленники заказывали заграницей, расчет с поставщиками шел исключительно в золоте, причем, по довольно высоким ставкам. Собственное производство, во-первых, позволило сэкономить множество средств, во-вторых, подняло экономику и промышленность нашей страны на качественно новый уровень.
Интересен и тот факт, что при планировании будущей электростанции было учтено ее двоеное применение: в промышленных целях и коммунальных. Одна турбина работала на предприятие, а вторая давала электричество в поселок! Так что благодаря инициативе Шуппе сотрудники его заводов могли пользоваться электричеством, в то время как жители столичного Петербурга и Москвы коротали вечера в полумраке восковых свечей.
Шли годы, менялась власть и политические строи, началась и победоносно завершилась Вторая мировая война, а ГЭС «Пороги» до сих пор находится в исправном состоянии и по-прежнему в строю! Кончено же, не обошлось без ремонта отдельных конструкционных элементов, впрочем, нужно учесть, что замене подвергались лишь расходные элементы силовых агрегатов, так что конструктивно все механизмы сохранены в аутентичном состоянии. Впрочем, время берет свое и хотя, по оценкам специалистов, общее состояние станции на сегодняшний день – хорошее, но отдельные узлы требуют серьезного и срочного ремонта.
Ныне станция вводится в эксплуатацию сезонно и то крайне редко. Дело в том, что в наше время подобные установки экономически невыгодны, так что выделять денежные средства на поддержание ГЭС и проводить довольно дорогостоящий капитальный ремонт вряд ли кто-то станет. Нужно признать, что в 21 веке механизмы станции уже безнадежно устарели и ее вклад в поддержание целостности энергосистем региона минимален. Поэтому в обозримом будущем комплекс «Пороги» будет полностью остановлен, после чего на базе ГЭС планируется открытие полноценного исторического комплекса.
На сегодняшний день «Пороги» включены в перечень объектов историко-культурного наследия Челябинской области. Столь высокий статус обеспечит сохранность данного объекта и защитит «Пороги» от любых попыток демонтажа или разграбления. Если уж в казне нет денег на поддержание работоспособности ГЭС, то остается надеяться, что средства будут выделены на обеспечение сохранности исторического памятника, который можно назвать одним из символов эпохи индустриализации нашей страны.
Фото: ДМИТРИНА Евгения


Комментариев нет:

Отправить комментарий