суббота, 16 сентября 2023 г.

БОГУЧАНСКАЯ ГЭС.

Богучанская ГЭС - как работает самая северная ГЭС на Ангаре. В конце декабря, когда все заняты приготовлениями к празднованию Нового года, я отправился на Север в г.Кодинск, посмотреть на самую молодую ГЭС в России - Богучанскую. Она является пятой по мощности в РФ и самой мощной, введенной в эксплуатацию в современной России (2017 год). Богучанская ГЭС зимой БоГЭС находится на Ангаре в небольшом городе Кодинске. Первоначально плотину планировали строить ниже по течению в п.Богучаны, но позднее локацию сменили, а название осталось. Из пяти сибирских ГЭС, перекрывающих две крупнейшие реки региона - Енисей и Ангару, Богучанская является самой отдаленной и труднодоступной. От Красноярска до нее добираться 14 часов на машине. В зимнее время путь можно преодолеть быстрее, но нужно быть готовым к суровым зимним условиям - температура тут опускаться до -40 градусов. Красноярск - Кодинск Быстрый вариант - самолетом из красноярского аэропорта Черемшанка. На регулярных рейсах в Кодинск летает 20-местный самолет. Непривычные ощущения после больших Боингов - как будто в маршрутке летишь :-) Виды с самолета Путь занимает всего два с половиной часа. В полете можно насладиться видами бескрайней сибирской тайги, увидеть с высоты крупнейшие реки Красноярского края: Енисей, Тасеева и, конечно, Ангару. Стоимость билета туда-обратно от 8.5 до 12 тысяч. Енисей с высоты Аэропорт Кодинска Прилетели в Кодинск, тут солнечно и -42 градуса "тепла". Первое, что удивляет тех, кто первый раз оказался в небольшом северном аэропорту - выдача багажа. Пассажиры из самолета пешком выходят к воротам взлетно-посадочной полосы, а позже к ним подъезжает грузовой Уазик с вещами. Способ удобный и быстрый, но сильно шокирует привыкших к сервису больших аэропортов. Я опубликовал видео в ТикТок, и за двое суток оно набрало больше 100 000 просмотров! Изучаем Богучанскую ГЭС Из аэропорта отправляемся на станцию. Богучанская ГЭС отличается от привычных красноярцу Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, которые стоят на Енисее - они как бы расперты между скальными выступами и являются полностью бетонными. Саяно-Шушенская ГЭС ГЭС на Ангаре состоит из двух частей: бетонной, где находятся турбины, и каменно-набросной. Длина первой части - 828 метров, а вся плотина 2.7 километра. Богучанская ГЭС Машинный зал станции В бетонном блоке расположен машинный зал, где находятся 9 гидроагрегатов. Они вырабатывают 17 млрд кВт энергии в год. Внутри светло и стерильно чисто. Трудно поверить, что под ногами через водоводы проносится громадная Ангара. Машинный зал Богучанской ГЭС Под серыми кругами на полу скрыты турбины. Под напором воды, которая несется с 65-метровой высоты, в них вырабатывается электроэнергия. Схематично это выглядит так: Макет водовода Богучанской ГЭС А так в действительности. Серое размазанное на потолке - это и есть ротор генератора весом в 1000 тонн и диаметром 14.5 метров (смазан из-за длинной выдержке на фотоаппарате). Эта махина крутиться со скоростью 90 оборотов в минуту о_О. Ротор генератора На ГЭС очень много сверхгабаритных и тяжелых деталей. Кроме роторов генератора, о которых выше писал, есть еще рабочие колеса турбин (на схеме - красные кольца с лопастями) - по 156 тонн каждое. Для установки и ремонта таких элементов под потолком машинного зала есть специальные мостовые краны. Они могут поднимать вес в сотни тонн. Их, кстати, делали в Красноярске на заводе СибТяжМаш. Мостовой кран в машзале Богучанской ГЭС Работа крановщиков на ГЭС требует ювелирной точности. В этом им помогает автоматика, которая позволяет синхронизировать работу двух машин, и при погрузке/выгрузке колес получать исключительную точность. Но гораздо более сложная задача для инженеров - доставка деталей на саму станцию. Напомню, ГЭС находится в тайге вдали от цивилизации. Каждая заброска - отдельная спецоперация. С заводов в центральной России детали везли через Балтику, затем по Северному-морскому пути до Дудинки, затем вверх по Енисею и Ангаре - это по 5 000-6 000 километров пути. С оборудованием, произведенным в Красноярске, было чуть проще: сначала груз сплавляли по Енисею до Стрелки, а затем поднимали по Ангаре до Кодинска. Железной дороги в этих краях нет. Вода - единственный путь для крупногабарита. Обслуживание ГЭС Рабочие колеса меняют не так часто - срок их службы больше 50 лет. А вот плановое техническое обслуживание и проверку всей системы проводят регулярно. Осмотр гидроагрегата Удивительно, что всю эту систему обслуживает всего 9 человек - столько сотрудников заступает в смену в оперативной службе станции. Работают в три смены. Богучанская ГЭС Богучанка снаружи Теперь выйдем наружу и посмотрим на ГЭС со стороны. Высота плотины 96 метров - это как 32-этажный дом. На бетонной части расположены два больших козловых крана - они поднимают задвижки, которые перекрывают отверстие водовода. Богучанская ГЭС А вот и сами краны. Оценить их невероятный размер можно только оказавшись рядом. Высота 40 м, как дом в 13 этажей. В основном режиме грузоподъемность 100 тонн, но могут и до 500 поднять. Гребень Богучанской ГЭС Также по гребню плотины проходит автомобильная дорога. Ранее перебраться на противоположный берег Ангары можно было либо по паромной переправе, либо по зимнику. В межсезонье связи между берегами не было вообще. Сейчас же есть круглогодичная безопасная дорога. Мостовой переход по гребню плотины КРУЭ - от генератора к ЛЭП Еще одной особенностью Богучанки является способ передачи электроэнергии с генераторов в общую сеть. Если говорить более техническим языком - тут установлено КРУЭ (Комплектное распределительное устройство элегазовое). На более старых станциях использовались трансформаторы открытого типа, здесь же все запаковано в небольшое производственное помещение. КРУЭ Богучанской ГЭС Внешне КРУЭ выглядит, как множество трубок. Внутри они заполнены гексафторидом серы, который хорошо изолирует элементы электросистемы. Особенность элегаза в его инертности: он не вступает в реакции с другими химическими веществами, не горюч, не изменяется под действием больших токов. И к тому же не опасен для окружающей среды. Отсюда электроэнергия по 500кВ ЛЭП уходит к потребителям. ЛЭП 500кВт Куда идет энергия с Богучанской ГЭС Логичный вопрос, зачем строить такую мощную ГЭС посреди тайги? Основным потребителем электроэнергии ГЭС является алюминиевая промышленность. Следом за Богучанской, ниже по Ангаре, был построен Богучанский алюминиевый завод, который запустили в работу в 2020 (вместе они вошли в объединение БЭМО). Вообще если посмотреть на карту электросетей Сибири, то видно, что все пять ГЭС: Иркутская, Братская, Усть-Илимская на Ангаре и Саяно-Шушенская, Красноярская на Енисее - отдают энергию в единую сеть, которая питает металлургические предприятия региона. Кстати, изучить систему электроснабжения России в удобном формате можно тут - это данные на основе OpenStreetMap. Карта электросетей России Часто думают, что эта электроэнергия идет в Китай, но это не так. После развала СССР, когда планы по строительству новых заводов заморозились, а электрические мощности остались, то, действительно, хотели продать излишки восточному соседу. Но китайцы все посчитали и решили от этой идеи отказаться - стали строить свои собственные ГЭС, чтобы ни от кого не зависеть. И сильно в этом деле преуспели. Потом и в жизнь в России стабилизировалась и советские проекты стали доделывать. Кодинск После осмотра станции вечером возвращаемся в Кодинск. Морозным зимним утром в лучах восходящего Солнца он выглядит уютно. Тут очень много снега, а температура в -40 является вполне штатным явлением. Отличное место, чтобы отдохнуть от суеты мегаполиса. Своему появлению город обязан строительству Богучанской ГЭС. Сейчас тут проживает 15 000 жителей. Многие были задействованы в строительстве станции. Однако после ввода ГЭС в эксплуатацию, рабочая карта города изменилась. Для сравнения, непосредственно на Богучанке сейчас работает чуть больше 500 работников, а в лесопроизводстве несколько тысяч. Тем не менее станция является главным налогоплательщиком региона и спонсором множества социальных программ - за девять месяцев 2021 года налоговые выплаты в бюджет составили 5 млрд. 823,4 млн. рублей, т.е. за год это будет почти 7.5-7.7 млрд. Кодинск Кодинск хоть и находится в отдалении от центра, но активно принимает участие в федеральных программах по благоустройству городской среды. Партнером выступает "РусГидро". Так в декабре 2021 на центральной площади установили новую арку. Кодинск - новая арка А на бульваре за ней появилась удобная уличная мебель. В морозы она не сильно пользуется популярностью по понятным причинам, но выглядит красиво :-) Бульвар Кроме того в 2021 начали строить крытый манеж на городском ледовом катке. С местной погодой - мороз и куча снега - полезная штука. Уже возвели крышу, стены на подходе. Ледовый каток Кодинск Музей гидростроителей История строительства ГЭС на Ангаре была не только технически сложной (перекрыть крупнейшую реку региона в условиях севера, вдалеке от цивилизации и удобных транспортных путей), но и финансво: с развалом СССР стройка была заморожена и плотина превратилась в долгострой. Однако в начале нулевых проект возобновили и в 2006 строительство станции продолжили. В итоге стройка растянулся на полвека. Поиск места и разработку проекта начали еще в 1965, к строительству приступили в 1980, а запустили ГЭС в штатный режим работы в 2017. Для города эта важная часть истории, поэтому в местном краеведческом музее ей посвятили отдельную экспозицию. Краеведческий музей Кодинска Тут и непосредственно про стройку, план ГОЭРЛО, про этнографию и историю освоения нижнего приангарья. Стенды музея снабдили интерактивными экраны и аудиосопровождением. Даже макет ГЭС в разрезе сделали, где можно наглядно изучить принцип работы станции. В общем, если будет возможность съездить в северные города, не отказывайтесь. Жизнь тут другая, быт суровее, но впечатлений наберетесь надолго вперед. А пока посмотрите, как Кодинск выглядит с высоты птичьего полета

Комментариев нет:

Отправить комментарий